Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают щебень?

Наверное не первый человек задался вопросом-зачем засыпать железнодорожное полотно щебнем, под шпалами и между ними? Из экономии? Или же есть какие-то другие причины для этого?

Щебень — незаменимый материал в строительстве. Его подмешивают в бетон, засыпают в основание зданий и сооружений.

Но для разных целей применяются фракции от 5 до 70 мм в диаметре. А в Европе по стандарту величина камушков может начинаться от 3 мм.

Но для железнодорожного полотна используют самую крупную фракцию — в среднем 50-60 мм.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Электровозы и вагоны создают огромную нагрузку на железнодорожное полотно.Несмотря на кажущуюся целостность конструкции — она движется, живет своей жизнью под давлением составов и влиянием температуры, осадков, процессов в земной коре. При определенных обстоятельствах это может создать угрозу безопасности.

Поэтому необходимо сделать полотно под шпалами и рельсами максимально устойчивым для нагрузок. Абсолютно жесткое основание под постоянными ударами разрушится. Поэтому нужно покрытие, гибко принимающее и гасящее давление составов, но не рушащееся и не уходящее быстро в землю под весом поездов.Крупные, неровные куски твердого камня создают особую структуру, которая не будет быстро уплотняться и выдержит давление. Сравнить этот принцип можно с практикой стеклохождения. Если человек всей массой наступит на один осколок, то он вопьется в ногу или в землю. Но если толстым слоем насыпать крупные куски толстостенного стекла, то за счет неправильной их формы давление будет перераспределяться во все стороны. Так и со щебнем — крупные камни с острыми гранями создадут своеобразную сцепку между собой. Они перераспределят нагрузку поезда, не уплотняясь и не так быстро уходя в землю, как мелкие фракции. Шпалы на острых гранях щебня не расползаются под давлением, оставаясь на месте.

Кроме того, крупный щебень создаст водопроницаемую среду — осадки быстро пройдут сквозь полотно в канавы, не создавая луж под рельсами и шпалами.

Лучшим вариантом для железной дороги считаются крупные фракции гранита, так как он прочен и морозоустойчив.